Школьный научный клуб «Эврика»

 

«…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на 

одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного  участия хотя бы в самой маленькой

 поисковой исследовательской работе…»

А.Н. Колмогоров

 

 

            Потребность в выявлении «собственных  Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранить и существование и самого государства. Во многих странах Западной Европы существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция».

            Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу как можно раньше. Научное общество учащихся, его организация и деятельность – одна из главных ступеней этого процесса. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Как важно именно сейчас выявить одаренных детей, развить их способности, познакомить с удивительным миром исследований, творчества. Именно для этой цели был создан наш школьный научный клуб.

 

Ученический научный клуб «Эврика» в МОУ «Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа» был образован 1 октября 2005 года. Это самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся нашей школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Бессменным руководителем клуба является Денисова Лилия Степановна, учитель немецкого языка.

 

Основные направления работы:

1.                            Заседания научного клуба «Эврика»;  включают в себя, прежде всего, вопросы организации деятельности клуба: анализ и обсуждение плана работы, прием новых участников, знакомство с банком тем учебных исследовательских работ, обсуждение Устава, подготовка к научно-практическим конференциям.  Заседания проводятся в форме теоретических и практических занятий,  на которых обсуждаются формы и виды ученических исследовательских работ, способы их оформления, правила составления докладов, обсуждаются вопросы культуры выступления.

2.                            Познавательно-коммуникативная работа направлена на то, чтобы научить, разбудить исследовательский интерес, радость творчества.  В таких занятиях принимают участие школьный библиотекарь, психолог. Библиотекарь учит работать с каталогами, научной литературой, развивает умения собирать научную информацию. Психолог развивает интеллектуальные умения, коммуникативную культуру учащихся, креативное мышление.

3.                            Научно-исследовательская деятельность предполагает работу с научным руководителем по написанию ученической исследовательской работы.

4.                            Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение интеллектуальных конкурсов, викторин, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, например,  «Кенгуру», «Медвежонок» и т.д.

 

Научный клуб «Эврика» имеет свой  Устав:

1. Ученик, участвующий в работе клуба имеет право:

- выбрать форму выполнения работы (реферат, доклад, творческий проект и т.п.);

- получить необходимую консультацию у своего руководителя;

- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания работы;

 - получить рецензию на написанную работу у педагогов, компетентных в данной теме или отзыв своего руководителя;

 - выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-практической конференции в школе;

 - представлять свою работу, получившую высокую оценку, на районных конференциях;

 - опубликовать работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

2. Ученик, участвующий в работе клуба обязан:

 - регулярно и активно участвовать в заседаниях клуба;

 - обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой литературы;

 - строго соблюдать сроки выполнения работ;

 - строго соблюдать требования к оформлению работы.

 

5 мая 2006 года в школе впервые состоялась научно-практическая конференция учащихся «Мы – будущее XXI века», которая проходила под девизом: «В XXI век- с добрыми помыслами, светлыми идеями!». Научная конференция – это подведение итогов работы учащихся в школьном научном клубе, а также в предметных секциях, где под руководством учителей-наставников ребята с 5 по 10 класс занимались научно-исследовательской деятельностью. Темы научных работ заинтересовали не только экспертную комиссию, но и всех участников конференции. Будущие историки 5 класса выступили со своими работами «Культ мертвых в древнем Египте» (Десятов В.),  «Жизнь в первобытном племени» (Кадочников С.), научный руководитель – учитель истории Шергина О.В. Ученицу 6 класса Иванилову Евгению заинтересовала личность русского писателя М. Булгакова (научный руководитель – Кузвесова В.Г.), а Белая Даша (7 класс) в своей работе рассмотрела положительные и отрицательные черты героев русских народных сказок (научный руководитель – Шварц Е.Н.). В математической предметной секции учащиеся 6 класса Килина С., Ерофеев С., Акопян А. провели эксперимент по вопросу теории вероятностей (научный руководитель – Студенихина А.С.). Исследуя традиции и обычаи популярных национальных праздников Германии, Петрова Ю. (6 класс) сделала и собственные переводы «Рождественской истории Гизелы», немецких карнавальных песен (научный руководитель – Денисова Л.С.)

Еремина Настя (7 класс) свои мечты о профессии психолога воплотила в исследовании «Отрочество и психологические изменения в этом возрасте». Работы других учащихся также заслужили внимания и поощрения. Многие из них стали победителями в различных номинациях.

Участники научного клуба «Эврика» постепенно совершенствуют свое творческое мастерство и уже добились неплохих результатов: начав с реферата, многие уже перешли на экспериментальные и творческие работы. На II научно-практической конференции с успехом защитила свою экспериментальную работу «Исследование условий фотосинтеза и его продуктов» ученица 8 класса Трубникова Татьяна (I место).  Петрова Юлия (7 класс) защитила творческий проект «Приключения в стране Алфавитии», для которого составила и оформила книгу-азбуку по немецкому языку для учащихся 2 класса (I место в номинации «Творческая работа»). II место у Иваниловой Жени с работой «Стихи – твои собеседники», на III месте Еремина Настя с работой  «Проблемы русской орфографии».

В 2006-2007 учебном году Еремина Настя успешно выступила на районной научно-практической конференции, где ее работа «Лексические и синтаксические средства выразительности в произведениях русских поэтов эпохи модернизма» (научный руководитель – Клещерова Н.В.) получила I место и была отмечена дипломом на областной конференции среди 20 лучших работ.

В 2007 – 2008 учебном году нашего полку прибыло: в школьный научный клуб «Эврика» были торжественно посвящены и приняты 10 учащихся 3-4 классов, которые успешно выступили на III научно-практической конференции. Юные таланты покорили нас своими творческими работами (Капитула К., Хворов А., Линкин В., Дудкин Ж.). Впервые защищали свои работы и учащиеся 10 класса Павловская Наталья, Понизова Татьяна, Лапина Полина, ученица 6 класса Дудкина Вика и ученик 7 класса Белый Никита.

Победителями конференции стали: среди учащихся начальной школы – I место -   Капитула Костя с презентацией технической работы «Жили-были динозавры» (руководитель Щептинова Е.А.), на II месте – Хворов А. «Рассказ в картинках «Киберкот» (Иванилова Н.А.), III место поделили Линкин Ваня «Математические ребусы (Капитула О.В.) и Дудкин Женя и Пономарев Влад «История возникновения русской азбуки» (Эйснер Т.И.), среди учащихся среднего и старшего звена – I место в направлении «Творческая работа» у Петровой Юлии за рекламный туристический сборник «Знакомьтесь, Германия» (руководитель Денисова Л.С.), в направлении «Исследовательская работа» победила Еремина Настя с проектом «Лексические и синтаксические средства выразительности в произведениях русских поэтов эпохи модернизма» (Клещерова Н.В.), в направлении «Информационно-реферативная работа» отличилась Павловская Наталья, выступавшая по теме «Виды, назначение и технология создания компьютерных презентаций» (Балашова О.П.). Всем победителям были вручены грамоты и ценные призы.

 

Фрагменты научно-практических конференций можно увидеть в Фотоальбоме.